Танец и равновесие. Часть 3.
Вариантов упражнений на равновесие множество. И если присмотреться к упражнениям из легкой атлетики, бокса, балета, контактной импровизации и других “физиологических” школ - суть их примерно одинакова. И один и тот же критерий мастерства. “получается делать, не задумываясь”.
Почему это так важно? Да потому что иначе - не получится.
Кстати это отлично понимают инженеры-робототехники. При проектировании “двуногих” роботов основная сложность(которую преодолели только в 90х) - удержание равновесия при ходьбе. Или другом известном изобретении - segaway, где техники создали революционную систему поддержания равновесия на системе датчиков и гироскопов. В чем была сложность? В равновесии. Математически - это очень сложная задача с множеством изменяющихся параметров. Осознанно ее решить невозможно. Неосознанно, на уровне рефлексов - возможно. Именно этому учатся дети. Но, на умении ходить дети обычно не останавливаются. Учатся дальше - бегать, прыгать, кувыркаться и т.д. А вот в подростковом возрасте, когда большинство “основных” физиологических навыков сформировано, и можно переходить к более сложным вещам (например - к танцу) - вот тогда и случается “стоп”. По разным причинам - большая учебная нагрузка, “более важные дела”, так свойственные подростковому максимализму… Причин множество. Нет, есть конечно и такие подростки, которые несмотря на все это продолжают учиться дальше… Такие потом ко мне не приходят. И так умеют.
А вот большинство - вспоминает о том, что “хотелось бы и потанцевать”, лет в 20-30, а то и позже. И для них(а это - 95% людей) учебную программу надо строить не из “сложных технических упражнений” и даже не из “базовых движений”, а из других элементов. Из “недоученного” в подростковом возрасте.
А что же такое это “недоученное”?
Я часто замечал, что те люди, что в детстве очень уж любили коньки, велосипед, ролики и тому подобные развлечения - они учатся танцу быстрее. Намного быстрее. В чем же дело? Что они делали такого, чему такому особенному упражнялись, чего не делали остальные?
1. Они узнавали, что такое вес тела, инерция, равновесие, баланс.
2. Обучались этому незаметно, в игровой форме. (вы видели когда-нибудь ребенка, серьезно “как к работе” относящегося к роликам?).
3.. “неполучилось” в данном случае означает падение и боль.
Неимоверно эффективное обучение!
Ребенок учится тому, что “сантиметр вправо-влево и велосипед упадет”. После этого же проще с “корпус вправо-влево и с равновесием что-то случиться”. И тем не менее - вы видели, какие фокусы люди могут вытворять на мотоциклах, байках, велосипедах? Так-же и с собственным телом. Если есть на уровне рефлексов умение “чувствовать границы равновесия”, то простор для творчества открывается бесконечный! Поэтому на тренинге есть ряд упражнений на «упасть» - понимание когда «стою» превращается в «падаю». Это важно. И для многих неочевидно — что отклонение центра тяжести на сантиметр-другой, при прямой осанке уже вызывает «падаю».
Хотите начать учиться этому прямо сейчас? Это легко — достаточно стать на одну ногу, подняв вторую и «падать» вперед. Вовремя, конечно же, подставляя ногу, препятствуя падению. И отслеживать — когда же теряется контроль над равновесием? Под «теряется контроль» следует понимать - «когда я не могу вернуться в состояние «стою». На сколько сантиметров отклонился таз, чтобы вы начали падать? На сколько это рассояние увеличилось, если вы чуть согнулись в пояснице(это кстати рефлекторно. Как и взмахи руками для сохранения равновесия)? Начните изучать эти мелочи. Начните с малого, с простого. И, поверьте, Вы станете двигаться намного увереннее.
ps. А прежде всего - станете уверенее ходить. Ведь ходьба это постоянно прерываемый нами процесс падения.
Вы можете оставить комментарий или подписаться на ленту ответов и получать все новые сообщения через RSS.
Ведь это не конец? продолжение статей будет по тематике?